Тарас Шевченко - пророк или кумир?

Тема в разделе "Справочная информация и история Канева", создана пользователем Starpom, 26 янв 2013.

  1. Starpom

    Starpom Модератор

    Регистрация:
    20 дек 2007
    Публикации:
    2.373
    Симпатии:
    284
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Созидание
    Мой город:
    Канев
    Відповідь: Тарас Шевченко - пророк или кумир?

    Честно говоря, с трудом сдерживаю свои эмоции, чтобы не нахамить вам в ответ. Всматривайтесь хоть иногда в зеркало, прежде чем возвышать себя над другими людьми, называя их уродами или ещё кем-то. У самого то всё в порядке? По вашему мнению, из 1500 человек успешно прошедших эту "идиотскую регистрацию" - все идиоты и запроданцы или всё-же проблема с вашими умственными способностями?

    Относительно самой регистрации - полагаю, что вы не заполнили одно из полей, после чего страница обновилась и соответственно на вопрос "антиспам проверки" нужно отвечать заново, а также, заново вводить свой пароль. Не сделав этого - получаете соответствующий ответ. Поэтому, то, что вы не смогли зарегистрироваться - это является вашей невнимательностью, как минимум!

    Какую цель преследовал - я указал, а если вам не понятны слова - медитируйте и информация поступит в понятной для вас форме.
  2. vic 55

    vic 55 Гость

    Ответ: Тарас Шевченко - пророк или кумир?

    Прошу прощения за эмоции:затратил кучу драгоценного времени,чтобы понять ваш"ребус:оказывается,на антиспамовском тесте,кроме исключения кавычек и цифр,нужно было вводить буквы НА КИРИЛЛИЦЕ.
    И это я проделал совершенно случайно,забыв перевести клавиатуру на латинницу.Представляю, сколько людей до меня,плюнули и бросили попытки.
    Так,что будьте внимательны,и люди в вам,неизбежно,потянутся.
  3. Starpom

    Starpom Модератор

    Регистрация:
    20 дек 2007
    Публикации:
    2.373
    Симпатии:
    284
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Созидание
    Мой город:
    Канев
    Ответ: Тарас Шевченко - пророк или кумир?

    Да, действительно, в ответах антиспама учтена только кириллица.
    Спасибо за замечание!
    Сегодня добавили список ответов с учетом возможных опечаток связанных с раскладкой клавиатуры и других мелких ошибок.
  4. vic 55

    vic 55 Гость

    Ответ: Тарас Шевченко - пророк или кумир?

    Что-то диалога не получается.
    Помещу ещё одну свою статью на тему:

    Как создавался культ Тараса Шевченко

    ( или кто был его первым «пиарщиком»)

    Из многих публикаций «шевченковедов»,из «бузиноподобных»особенно вытекает главная»мысль»:…»Советская власть в лице большевиков были главными пиарщиками и создателями культа Кобзаря.
    Так ли это?
    Нет совсем.Но начнём по-порядку.
    Как известно,у Т.Г.Шевченко было всего два прижизненых изданий «Кобзаря»:в 1840г.(1000экз.),Чигиринский и в 1860г.,тираж которых не превышал 1тыс.экземпляров.
    Если прибавить к этому акция ,продолжавшаяся вплоть до 1855г.по изъятию из продаж,библиотек и частных лиц всех книг Шевченко с дальнейшим запрещением их тиража,то возникают некоторые вопросы.

    № 254. 1847 г. , Июня 2. Секретное письмо министра народного просвещения С. С. Уварова к куратору Петербургского учебного округа М. Н. Мусина-Пушкина распоряжению обязать цензоров не позволять новых изданий «Кобзаря» Т. Г. Шевченко, произведений П. А. Кулиша и М. И. Костомарова
    2 июня 1847
    № 740
    Об обращении более строгого внимания со стороны цензуры
    Г. Попечителю С.-Петербургского учебного округа
    С дозволения цензуры напечатаны в разные времена сочинения: г. Шевченки, под названием «Кобзарь» (в 1840 году), г. Кулиша «Повесть об украинском народе» (в 1846 году), «Украина» (в 1843 г.) и «Михайло Чарнышенко» (в 1843 г.) и г. Костомарова (под псевдонимом Иеремии Галки) «Украинские баллады» (в 1839 г.) и «Ветка» (в 1840 г.). В этих сочинениях сочинители стараются выставить прежнее положение Украины в выгоднейшем свете в сравнении с нынешним, возбудить сожаление об утрате старинной вольницы. Покорнейше прошу ваше превосходительство поставить гг. цензорам С.-Петербургского цензурного комитета в обязанность не дозволять вышепоименованных сочинений к перепечатанию новым изданием и вообще обращать на труды литераторов более строгое внимание 1.
    Подписал министр народного просвещения
    граф Уваров
    Такого же содержания писано попечителям:
    Московскому — 741
    Киевскому — 742
    Одесскому — 743
    Белорусскому — 744
    Дерптскому — 745

    Верно: старший секретарь Балабин
    ЦДІА СРСР, ф. 735, оп. 10, № 193, лист. 97.
    следующего же содержания письмо Уварова к куратору Белорусской школьной округа по № 744 хранится в фондах ЦГИА Литовской ССР (ф. 1240, оп.1, № 53, л 2 - 2 н. Оригинал).

    ПО этому вопросу был издан не один документ(255-261,276-282,291)
    izbornyk.org.ua/shevchenko/docum04.htm
    Документы об изъятии произведений Т.Г.Шевченко:

    № 266. 1847 г., июнь 19 - 25. Распоряжение попечителя Киевского учебного округа А. С. Траскина ректору университета и директорам гимназий Украины о запрете и изъятии произведений Т. Г. Шевченко
    Секретно
    Вследствие последовавшего высочайшего повеления г. генерал-адъютант Бибиков просит меня сделать распоряжение о том, чтобы иметь тщательное наблюдение по вверенному мне округу, и в особенности по университету, не остались ли у кого в обращении стихотворения Шевченка, рукопись «Закон божий» или «Поднестранка», переделанная из «Пилигримки» Мицкевича, и другие возмутительные сочинения; также не питаются ли между студентами мысли о прежней вольности Малороссии, о гетманщине, об отдельном существовании, обращая особенное внимание на тех, которые занимаются малороссийскими древностями, историею и литературою.
    Сообщая о сем секретно NN для надлежащего и строгого исполнения, покорнейше прошу вас, милостивый государь, в случае если бы у кого оказались упомянутые сочинения, таковые немедленно отбирать и представлять ко мне; если кто будет замечен в чем-либо предосудительном, в означенном отношении, то, не делая никаких особых по сему распоряжений, доводить о том до моего сведения в подробности.
    При сем нужным считаю присовокупить, что настоящее распоряжение должно быть сохранено вами в совершенной тайне и все исполнение по сему предписанию должно состоять в личном вашем наблюдении за подведомыми вам заведениями и лицами 1.
    Ректору и директорам.
    Помощнику попеч. № 36.
    Ректору унив-та за № 37.
    Директорам:
    1-й Киевской гимназии № 38.
    2-й — » — » — № 39.
    Волынской губ. — № 40.
    Ровенскому — № 41.
    Подольскому —№ 42.
    Винницкому — № 43.
    Немировскому — № 44.
    Черниговскому — № 45.
    Нежинскому — № 46.
    Новгород-Северскому — № 47.
    Полтавскому — № 48
    ДМШ, А-17, спр. 6, лист. 4 — 4 зв.
    1 Направленное директору училищ Волынской губернии такого же содержания документ опубликован в ж. «Украине»(1928, № 2, с. 92). / 143 /

    Аналогичные документы(294-299).
    Если при этом присовокупить тот важный момент,что Малороссия(сиречь-Украина)была страной фактически СПЛОШНОЙ(!)неграмотности,который подтверждает следующая статистика:
    Губернии и области Российской империи с неграмотностью более 75 %
    ru.wikipedia.org/wiki/Грамотность
    По Малороссии:
    Херсонская 76,244.
    Таврическая 76,43
    Черниговская 81,17
    Екатеринославская 82,24
    Харьковская 85,95
    Киевская 86,10
    Полтавская 87,05
    Волынская 87,56
    То можно сделать вывод,что Тараса Григорьевича Шевченко при жизни в Украине знали немногие,а именно:дворянство и немногочисленная интеллигенция.События при захоронении его праха серьёзно озадачили власти.Тем более,что они имели стихийный характер:

    6 мая утром разнеслась весть по Киеву, что в 11 часов привезут тело великого малороссийского поэта Т. Г. Шевченко. Эта весть, как электрическая искра, мгновенно сообщалась всем почитателям его прекрасного таланта. Некоторые из киевлян пешком, а другие в экипажах спешили за Николаевский цепной мост, чтоб отдать последний долг поэту, которого песни принадлежат не одной Малороссии, но всему славянскому миру. Мы даже слышали, что творения Шевченко переводятся на французский язык. Преобладание над лицами, вышедшими навстречу телу поэта, принадлежит студентам университета св. Владимира; несколько дам даже пожелали быть участницами торжественно-грустной церемонии и заявить признательность к поэту. За Николаевским мостом начинается Черниговская губерния, и первое село за Днепром называется «Никольским». Дворов в нем 25, ревизских душ 160. Церковь в селе очень опрятна; вода от села близко; зелени много; деревья только что распустились. Все это сообщало сельскому ландшафту какое-то мирное настроение, так что лучшего места и нельзя было выбрать для встречи поэта, воспевшего в задушевных своих песнях обаятельную малороссийскую природу.
    Между тем в церкви зазвонили, и вдали показалась печальная колесница. Все встали и сняли шапки. Гроб был покрыт красной коленкоровой пеленой, а наверху приколоты венки, те самые, которые положены были еще в С.-Петербурге. Возле одного венка была женская записочка с надписью: «Прощай, батько, орле сизый!» За гробом шли с глубокой скорбью родные поэта, бывшие крепостные люди, а теперь свободные крестьяне — два брата и племянницы. Старший брат очень похож на Тараса Григорьевича. В десяти шагах от Никольского сельского базара печальную колесницу остановили, и здесь сказаны были четыре речи на русском, малорусском, польском и сербском языках. Во всех речах слышалась глубокая скорбь о смерти великого поэта, соединившая в эту минуту все национальности во имя великого искусства, божественного дара небес — поэзии. При въезде на Николаевский цепной мост лошади печальной колесницы были отпряжены, и студенты на себе повезли драгоценный прах. На средине моста еще сказана была речь в честь усопшего и прочитано стихотворение одним из молодых украинских поэтов, Малашенко. Какая-то райская тишина царила в воздухе, прерывалась изредка щелканьем и свистом соловьев в прибрежных днепровских кустах да плеском воды, ударяющейся о каменные устои моста. Когда печальная колесница показалась на шоссе, из царского сада и прочих киевских гор, лежащих по дороге, во множестве смотрели киевляне, прощаясь с поэтом. Из церкви Рождества, стоящей на конце набережного шоссе, вышли священнослужители с хоругвями. Пошел дождь, как будто и природа плакала о смерти великого поэта. Пред святым храмом свинцовый гроб был снят с колесницы и поставлен в нем на ночь. Довольно просторная церковь Рождества оказалась тесной для желающих проститься с поэтом. Из прежних венков некоторыми цветы были взяты на память, а на другое утро положены венки из свежих цветов.Вечером 7 мая тело поэта перенесено было из церкви на пароход. Прилив народа был еще многочисленнее, чем накануне. Из многих речей, сказанных в это время, особенно произвела глубокое впечатление речь исправляющего должность директора 2-й гимназии Чалого. Последнюю речь на пароходе сказал студент Ф. Левицкий 42. Напомнив слушателям о жизни поэта, он заключил ее следующими словами: «Дух свободный — як витер, що бушує в степу над могилами наших батькив; як Днипро, що точыть хвыли свои скризь гирло в сине море — дух Тараса жыве и вично житы буде».Нельзя умолчать, что некоторые речи молодых ораторов совершенно не соответствовали величию предмета. Эти ораторы скорее похожи были на тех молодых врачей, которые на трупе пробуют свое искусство.
    8 мая тело поэта пароход повез в Каневский уезд, где находится деревенька на высоком берегу Днепра, с очаровательным местоположением, которую поэт очень любил и, говорят, даже хотел купить тут место, чтоб поселиться навсегда среди крестьян, из которых он вышел и воспитался их народной песнью.
    Так встретили и проводили тело в Киеве великого, оригинального певца Шевченко, прелестного украинского соловья, нового Баяна Южной Руси. Много эпох из жизни поэта связано с именем Киева. Здесь он жил, писал, учил и сам учился; здесь он провел лучшие годы, полные сил и свежих впечатлений; отсюда его увезли на чужбину; здесь, за год пред смертью, он виделся с друзьями, увенчанный лаврами поэтической славы после издания «Кобзаря». Т. Г. Шевченко всегда возбуждал и будет возбуждать во всех образованных людях симпатию как поэт и как человек.
    Его уж нет. Младой певец
    Нашел безвременный конец!
    Дохнула буря, цвет прекрасный
    Увял на утренней заре!
    Потух огонь на алтаре.
    Н. Чернышев, «Русский инвалид» 43, 1861, 18 мая, № 107.

    Каневский корреспондент «Киевского телеграфа» пишет... следующее: В Канев останки праха Т. Г. Шевченко на пароходе по Днепру прибыли вечером 20 мая. И здесь также народ разного возраста и наций толпился и старался, чтоб удостоиться нести гроб в церковь св. Георгия, в которую, за теснотой народа, не было возможности протолпиться.
    В продолжение трех дней, при множестве народа, служили панихиды по усопшему. Здесь было сказано несколько речей на языке малороссийском и одна на польском, все эти речи глубоко западали в душу слушателя и невольные слезы вызвали на глаза.
    Мая 23 мы проводили тело на Чернечью гору, где предали его вечному покою. На могиле предполагается поставить памятник, и гора, отделенная от города на две версты, с этих пор будет именоваться «Могилой Шевченко».
    «Книжный вестник», 1861, № 14 — 15.

    Естественно,что большинство народу представляло собою обычные зеваки,сбежавшиеся поглазеть на столь необычное зрелище.Но во время похорон прозвучали речи,на которые обратила внимание охранка:

    1861 г., 16 мая.
    Письмо киевского генерал-губернатора гражданскому губернатору о похоронах Т. Г. Шевченко в Каневе
    Вашему превосходительству известно из донесения начальника каневской уездной полиции и чиновника особых при Вас поручений Скрипцова от 12 сего мая по делу о дворянине Борисе Познанском, что при погребении 10 числа сего месяца в г. Каневе тела академика Тараса Шевченко студенты Киевского университета говорили речи, в которых ясно высказывалась будто надежда на будущую свободу Малороссии.Покорнейше прошу ваше превосходительство немедленно потребовать от начальника каневской уездной полиции донесения, кто именно из студентов говорил при погребении Шевченко речи и в чем они заключались. Прикажите ему употребить все старание достать эти речи, если они существуют в рукописи, в противном же случае пусть он подробно укажет, в чем речи эти заключались и кто может подтвердить достоверность того, что в них говорилось о будущем освобождении Малороссии.
    Генерал-губернатор князь Васильчиков.
    1861 г., 16 мая.
    Письмо начальника каневской уездной полиции киевскому генерал-губернатору о похоронах Т. Г. Шевченко и о содержании речей над его могилой
    Во исполнение предписания вашего превосходительства от 7 сего мая за № 3288, честь имею почтительнейше донести, что тело академика Тараса Шевченко похоронено вблизи г. Канева на особо избранном месте двоюродным братом его Варфоломеем Шевченко на возвышенном берегу Днепра.Погребение это происходило 10 сего мая, в 3 часу пополудни, при стечении народа около 2 тысяч человек, во . время похорон было сохраняемо спокойствие и порядок. Над телом покойника говорено было две проповеди и шесть речей; первая проповедь произнесена была протоиереем Мацкевичем при выносе тела из церкви, а вторая — при самом погребении священником Чайковским. Во время же шествия похоронной процессии, когда останавливались для чтения над телом св. Евангелия, и при погребении покойника произнесено шесть речей на русском, малороссийском и ’польском языках окончившим курсы университета св. Владимира Ковалевским, студентами того университета Михаилом Малашенко, Петром Вишневским, учеником 2-й гимназии Вельегорским и канцелярским Иваном Шукетой. В проповеди, говоренной протоиереем Мацкевичем, преувеличено выставлены заслуги Шевченко как человека, хотя и не государственного, по его выражению, но старавшегося своим высоким умом разлить свет истины в здешнем крае; в произнесенных же студентами и другими попутными лицами речах высказано, что Шевченко был отцом Малороссии и Украины, что слава его не померкнет надолго и что в творениях его есть зародыш будущего величия страны, им воспетой.
    Список лицам, прибывшим из г. Киева в г. Канев на пароходе вместе с телом академика Шевченка, у сего представляется.
    Начальник уездной полиции Котляров.
    ДМШ-123, л. 4 — 5.

    Итак,похороны состоялись,главный бунтовщик предан земле.Казалось бы,можно было успокоиться.Но не тут-то было;события начали разворачиваться «по нарастающей»:
    1861 г., 12 июля.
    Письмо помещика Парчевского кн. П. П. Лопухину по поводу слухов о заговоре на могиле Т. Г. Шевченко и на Каневщине
    Г. Канев есть центр заговора против помещиков, а Корсунь подручное место. Есть очень деятельные агенты между последователями Шевченко. Мы все на вулкане, неведение или беспечность полиции удивительны.
    Я поставляю себе в священную обязанность предупредить об этом вашу светлость и прошу поручить г. Змеевскому приехать сюда разузнать о деле. Данные, которые я имею, не вымышлены, и каждому позволено защищать, кто знает, быть может, свою жизнь, а время не терпит. 12 июля. Межиричи село.
    P. S. Я бы просил письмо это сжечь.
    -которое пошло по»инстанции»:

    1861 г., 15 июля.
    Рапорт полковника кн. Лобанова-Ростовского киевскому генерал-губернатору о получении известий относительно заговора на могиле Т. Г. Шевченко
    Долгом считаю донести вашему сиятельству, что вчера вечером довольно поздно помещик князь Павел Петрович Лопухин получил от соседнего помещика Парчевского письмо, копию которого имею честь при сем приложить. Письмо это было мне сообщено, и я сегодня до рассвета сам поспешил отправиться в Межиричи к господину Парчевскому, чтобы мне от него подробнее узнать о сведениях, которые он мог иметь, и об источниках оных. Сведения эти оказываются, конечно, не довольно точными, но, по крайней мере, он называет несколько лиц, на которых показывает разные подозрения, и других, от которых, по предложению его, узнать многое можно; как, например, один из его экономов, как сие видно из копии прилагаемой при сем его записки.
    ЦГИА УССР, дело из фонда киевского генерал-губернатора, секретная часть, 1861, № 136, л. 1.
    1861 г., 15 июля. Записка чиновника, адресованная кн. Лобанову-Ростовскому
    В предместье Канева есть один артист. Некоторые называют его Грицем, другие говорят, что Гриц есть старый, воскресший ’после 16 лет смерти крестьянин, который главное пребывание имеет на могиле Шевченко и ходит по окрестным селениям.Эконом Буркат знает об этом деле. Место свидания этих личностей — могила Шевченко и Канев.
    Сотский из Пекарей везде сопровождает Гриця.
    Кулиш прибыл из Петербурга в Канев и оттуда отправляется в Корсунь.
    С подлинным верно: чиновник особых поручений [подпись].
    1861 г., 15 июля.
    Рапорт каневского уездного стряпчего киевскому губернатору о слухах, связанных с могилой Т. Г. Шевченко.С прибытием в Канев тела покойного малороссийского поэта Шевченко прибыли сюда несколько лиц, как можно полагать, приверженцев малороссийской национальности; но после погребения они, пробыв некоторое время в Каневе, уехали отсюда, — один же из них, Григорий Честаховский, до сих пор остается в Каневе. Образом жизни своей и поступками Честаховский обращает на себя внимание, как человек подозрительный: сначала он казался странным своим малороссийским костюмом, но, когда и действия его стали казаться странными и предосудительными, он известный здесь в простом народе под именем Грицька, обратил на себя особое внимание. Следя за толками и слухами, которые о нем ходят, я узнал, что он в постоянных беседах с простолюдинами, происходящих большей частью на могиле Шевченко, старается внушить им идею малороссийской независимости и свободы, рассевает между народом слухи, будто Тарас Шевченко не умер, но живет и, проникнутый мыслью малороссийской пропаганды, не перестает думать о дорогой ему Малороссии и со временем даст знак к действиям, что в так называемой могиле Шевченко находятся ножи. Честаховский старается поселить в своих слушателях ту мысль, что они до тех пор не могут воспользоваться совершенной свободой, пока не перережут ляхов — своих панов, которые всегда были и будут их врагами; что даже попам не нужно верить потому, что здесь все подкуплены и есе действуют заодно — во в;ред простому народу. Честаховский старается как можно больше распространить в обращение сочинения Шевченко и продает маленькие экземпляры их по 3 коп. серебром. Книжечки эти, склад которых, как говорят, у купца Карпова, заключают в себе выдержки из поэмы «Гайдамаки» и в особенности те главы, где всего более говорится о кровопролитиях, бывших в Украине. По воскресным и праздничным дням, когда люди свободны от работ, на могиле Шевченко можно видеть всегда большое стечение народа и в особенности девок и парней. Здесь они, по целым ночам пьянствуя и бесчинствуя, слушают рассказы Грицька (Честаховского). Честаховский посещает также по праздничным дням окрестные села, а в особенности во время храмовых праздников. Все действия Честаховского возбуждают сильное подозрение. Он являлся в полицию, прося отнестись к капитуле орденов, где, вероятно, служит, что он не может по болезни отправиться туда, но старший заседатель полиции под благовидным -предлогом отклонил удовлетворение его ходатайства и предупредил о том городского врача.Недавно приезжал сюда, как говорят, некто Лазаревский *, служащий, как я слышал, в С.-Петербурге. Лазаревский выдавал будто себя за великого князя Константина Николаевича, рассказывая, что хотел приехать инкогнито, но паромщики его узнали. Он говорит, что теперь нет никого в С.-Петербурге, кроме государя и государыни, все же прочие члены царской фамилии уехали из столицы. Лазаревский делал, говорят, выговор Честаховскому, что тот ничего до сих пор не приготовил. Он отправился в Корсунь, куда часто ездит. Честаховский. Инспектор киевской гимназии Чалый также был в Корсуне. Все они бывают там для свидания с помощником тамошнего управляющего Шевченко (родственником покойного поэта) **, известным также преданностью малороссийской национальности.На днях, как я слышал, привезли какой-то зеленый сундук, опечатанный, и что в нем заключается, не знают, но догадываются, что ножи.Все эти слухи рассказывают в разных вариациях, и потому можно думать, что донесения по этому вопросу вашему превосходительству не будут во всем согласны.При нынешних же обстоятельствах и при тревожном настроении умов простого народа все подобные слухи и толки не могли не обратить на себя внимания, и потому я счел моим долгом донести о них вашему превосходительству и его сиятельству г. генерал-губернатору. Уездный стряпчий [подпись].
    ДМШ-123, л. 31 — 32.
    * Лазаревский Михаил Матвеевич. (Прим. ред.).
    ** Имеется в виду Варфоломей Григорьевич Шевченко. (Прим. ред.).
    1861 г., 17 июля.
    Из рапорта начальника каневской уездной полиции киевскому губернатору о том, что в Каневском уезде будто бы формируются повстанческие отряды из крестьян
    Сего числа я получил частное сведение, верность которого совершенно ничем еще не подтверждается, что будто бы в 3 стане Каневского уезда в одном из селений формируются три шайки из крестьян, которые готовятся прийти в Канев для истребления ляхов, панов и евреев. По важности этих слухов я вместе с сим для лучшего дознания командирую помощника своего полковника Булаха в 3 стан.
    О чем вашему превосходительству на благоусмотрение почтительнейше донося, имею честь доложить, что об оказавшемся по удостоверению г. Булаха я буду иметь честь рапортовать дополнительно.
    Начальник уездной полиции Котляров.
    ДМШ-123, л. 54.
    1861 г., 17 июля.
    Письмо киевского генерал-губернатора киевскому гражданскому губернатору о заговоре против помещиков на могиле Т. Г. Шевченко
    Совершенно секретно
    14 сего июля поздно вечером помещик князь Павел Лопухин получил от соседнего помещика с. Межиричи Парчевского письмо, в котором извещает князя о существующем в г. Каневе и с. Корсуни заговоре против помещиков, где будто бы находятся очень деятельные агенты этого заговора между последователями Шевченко, и, указывая на беспечность полиции, просит прислать некоего Змиевского для разузнания об этом деле, та,к как данные, которые он имеет, не вымышлены и каждому позволено защищать свою жизнь, а время не терпит.Письмо это было сообщено флигель-адъютанту полковнику князю Лобанову-Ростовскому, который поспешил отправиться с рассветом следующего дня к помещику Парчевскому, чтобы получить от него более подробные сведения по настоящему делу и затем представить мне копию записки Парчевского.В записке этой Парчевский объясняет, что в предместье г. Канева есть крестьянин музыкант Гриць, о котором говорят, будто он воскрес после 16 лет смерти. Он ходит по окрестным деревням, но главное пребывание свое имеет на могиле Шевченко, которая вместе с Канево.м служит местом свидания заговорщиков, о чем известно эконому Буркату, что сотский с. Пекарей сопровождает везде Гриця и что Кулиш прибыл из Петербурга в Канев, а оттуда намерен отправиться в Корсунь.
    Препровождая при сем в переводе письмо помещика Парчевского к князю Лопухину и записку флигель-адъютанту князю Лобанову-Ростовскому, покорнейше прошу ваше превосходительство распорядиться тотчас командировать [штаб-офицера] корпуса жандармов полковника Грибовского в г. Канев и с. Корсунь и поручить ему, прибыв туда под благовидным предлогом наблюдения за исполнением крестьянами своих повинностей в отношении помещиков или за успехами мер, принятых к истреблению саранчи, совершенно секретно собрать самые подробные сведения по обстоятельствам письма и записки помещика Парчевского, для чего полковник Грибовский может секретно вызвать в Канев или Корсунь его и эконома Бурката, при указании и содействии их разузнать о существовании в Каневе заговора, его цели, руководителях и участниках, а также о крестьянине Грице, сотском из Пекарей, Кулише, цели его прибытия из Петербурга в Канев, занятиях и сношениях в этих местах. Если по розыскам собранные помещиком Парчевским сведения будут подтверждаться, то полковник Грибовский обязан сделать немедленно обыск на законном основании у всех лиц, на которых падает подозрение в участии в заговоре, и когда по обыску найдены будут улики, тотчас арестовать виновных и ожидать дальнейших моих распоряжений по этому делу.О результатах розысков полковника Грибовского и мерах, которые будут приняты им на месте к раскрытию истины и изобличению виновных в преступных замыслах, ваше превосходительство не оставите сообщить мне в возможной поспешности по получении донесения Грибовского.
    Генерал-губернатор князь Васильчиков.
    ДМШ-123, л. 17 — 18.
    1861 г., 19 июля,
    Письмо киевского губернатора о выдаче денег жандарму на поездку в г. Канев.По случаю выезда моего по делам службы в Каневский уезд, командировав туда жандарма, рядового Герасима Жиненко, я предписываю вашему благородию выдать ему из экстраординарной суммы на прогоны и суточные от г. Киева до г. Канева и обратно, сколько причтется по числу верст, деньги, отнеся таковые на счет казны.
    Генерал-лейтенант Гессе.
    Скрепил секретарь Галушинский.
    ДМШ-123, л. 34 — 35.
    Но события нарастали:
  5. vic 55

    vic 55 Гость

    Ответ: Тарас Шевченко - пророк или кумир?

    (продолжение)
    1861 г., 20 июля.
    Телеграмма киевского генерал-губернатора начальнику III отделения о собрании крестьян на могиле Т. Г. Шевченко
    В Каневе на могиле Шевченко было сходбище народа, встревожившее жителей и подавшее повод опасению заговора против помещиков. Губернатор поехал на место успокоить.
    Генерал-адъютант князь Васильчиков *
    ДМШ-118, л. 1.
    * Телеграмма передана шифром. /115/
    1861 г., 21 июля.
    Распоряжения киевского губернатора об отправке сотни казаков в г. Канев
    Начальнику черкасской уездной полиции
    Предпоручив одну сотню казаков перевести на некоторое время в г. Канев, предписываю Вам вручить прилагаемое при сем мое предписание тому из сотенных начальников, которому вверено начальство над ними в м. Смелой, с тем, чтобы другая сотня оставалась в Смелой. Маршрут имеете Вы составить и вручить г. сотенному начальнику, распорядясь о их следовании
    Начальнику каневской уездной полиции
    Находя нужным на некоторое время расквартировать в г. Каневе одну сотню казаков, предписываю по прибытии их Вам разместить по городским обывателям и принять в Ваше распоряжение, доколе пребывание их в г. Каневе найдете нужным, после возвратите их в Смелу на прежние квартиры, снесясь о сем с Черкасским начальником] уездной полиции, о чем в то же время имеете донести и мне.
    Сотенному начальнику казаков 37 полка, находящегося в м. Смелой
    Предписываю вашему благородию немедленно по получении сего одну сотню казаков по усмотрению Вашему направить в г. Канев, где она и должна будет остаться на некоторое время в распоряжении начальника Каневской уездной полиции; другая же сотня останется в Смелой на прежнем основании. Маршрут получите Вы от г. черкасского начальника уездной полиции.
    Киевский гражданский губернатор генерал-лейтенант [подпись].
    ДМШ-123, л. 37.
    1861 г., 29 июля.
    Письмо начальника каневской уездной полиции киевскому губернатору о слухах вокруг могилы Т. Г. Шевченко
    Секретно
    В дополнение донесений моих от 15 и 17 сего июля за № 523 и 528 относительно распространившихся слухов по г. Каневу о предстоящем якобы вскорости истреблении панов, ляхов и жидов имею честь почтительнейше донести, что упомянутые слухи до сего времени продолжаются даже более прежнего и приводят некоторых жители города, а в особенности евреев, в тревожное беспокойное состояние: так что 26, 27 и 28 чисел сего месяца ко мне являлись многие лица с извещениями о предстоящих опасностях, могущих легко постигнуть как лично их, а равно и многих других городских жителей. Список упомянутым лицам у сего почтительнейше представляю вашему превосходительству на благоусмотрение с пояснением, в чем именно заключались извещения тех лиц. Вообще, по соображении сказанных слухов, время истребления панов, ляхов и жидов должно начаться с дня маковея или же с успения пресвятой богородицы, то есть с 1 или 15 наступающего августа, хотя эти слухи и не заслуживают никакого вероятия и не имеют никаких оснований, судя по собранным доныне достоверным сведениям, но по поводу их, а более для успокоения жителей сделаны мною следующие распоряжения:
    1-е. Мною постоянно собираются из-под руки верные сведения, могущие служить к разъяснению сказанных слухов. Для этой надобности я командирую постоянно способных чиновников полиции и сторонних благонадежных лиц не только по Каневскому, но и смежным уездам, а именно: в Черкасский и Золотоношский уезды, из сего последнего еще сведений мною никак не получено, в Межиричском же имении Черкасского уезда крестьяне обратились ныне к своим обязанностям с усердием и вредные для общественного спокойствия между ними толки прекратились, и по этой причине нельзя думать, что этих местностей крестьяне склонны были принимать участие в каких-либо беспорядках; в Каневском уезде также повсеместно сохраняется между крестьянами спокойствие.
    2-е. По извещениям, означенным в приложенном у сего списке, я лично производил удостоверение.
    3-е. С 29 сего июля я назначил ночные полицейские обходы по городу, которые поверяться будут мною и другими полицейскими чиновниками.
    4-е. Отнесся к сотенному начальнику казачьего № 37 полка о назначении с 31 сего июля по 4 ефрейторских патруля для ночного обхода по городу, каждый патруль не менее как из трех казаков при одном ефрейторе, для постоянного по ночам обхода в сопровождении полицейских служителей по разным частям города, предоставив казакам 29 и 30 числа для отдохновения их после сделанного ими перехода; в случае каких-либо особенной важности беспорядков или в дворе, на улице, сходбища людей простого сословия, в то же время приказывать им расходиться и, кроме того, обязаны докладывать мне невзирая на время суток, а о благополучном состоянии города докладывать старшим из ефрейторов утром в 8 часов по истечении каждой ночи.
    Начальник уездной полиции Котляров.
    ДМШ-123, л. 75 — 77.
    1861 г., 31 июля. Письмо начальника каневской уездной полиции киевскому губернатору по поводу слухов о назревающих волнениях крестьян в окрестностях Канева
    Секретно
    Озабочиваясь о спокойствии жителей г. Канева, мною были собираемы из-под руки сведения в соседственных с г. Каневом селениях, в какой распространены там слухи касательно будто бы предстоящего истребления панов, ляхов и евреев, причем дознано: что в с. Прохоровке, Золотоношского уезда (Полтавской губернии), носятся толки подобного же рода, как в Каневе, что проживающий в Каневе какой-то панич разослал по ближайшим селениям пригласительные письма, которыми приглашал крестьян на могилу Тараса Шевченко в день маковея (1 августа) на панихиду и затем «а обед, и что в с. Хмельной (Черкасского уезда) крестьяне будто бы приготовляют на тот день съестные припасы, но в какой степени справедливо относительно рассылки пригласительных писем, никаких данных к подтверждению сего собрать было невозможно.

    О чем вашему превосходительству в дополнение рапорта моего от 29 сего июля за № 620 честь имею почтительнейше донести, присовокупляя, что об этом донесено мною и г. генерал-губернатору.
    Начальник уездной полиции Котляров. ДМШ-123, л. 13.
    1861 г., 1 августа.
    Переписка об откомандировании штаб-офицера корпуса жандармов Грибовского в Канев
    Весьма секретно
    Согласно распоряжению г. генерал-губернатора командируя в Каневский уезд и другие места, где надобность укажет, г. штаб-офицера корпуса жандармов полковника Грибовского для исполнения возложенного на него секретного поручения, я предлагаю вашему высокоблагородию оказывать г. Грибовскому зависящее от Вас в этом случае содействие и исполнять без малейшего отлагательства всего законные его требования.
    Генерал-лейтенант Гессе.
    ДМШ-123, л. 63.
    Ну и «меры»,оригинальностью не отличавшиеся:

    1861 г., 31 августа.
    Распоряжение киевского губернатора о запрещении продажи произведений Т. Г. Шевченко в Каневе
    Секретно
    Вследствие предложения г. генерал-губернатора и в дополнение к предписанию моему от 27 прошлого июля за № 157 обязываю в. благородие немедленно распорядиться приостановить распродажу в г. Каневе сочинений Шевченко и «Граматки» Кулиша, если бы таковая доселе еще не производилась. Вместе с тем усилить надзор за сборищами на могиле Шевченко и за лицами, покушающимися делать народу вредные внушения, и поступать в этих случаях согласно вышепомянутому за № 157 и последующим моим предписаниям по настоящему делу.О распоряжениях своих относительно приостановления означенной продажи сочинений и о последствиях таковых обязываетесь донести мне.
    Начальник Киевской губернии.ДМШ-123, л. 163 — 164 /158/
    Между тем,истерия шла по нарастающей:
    1861 г., 16 сентября.
    Письмо киевского генерал-губернатора гражданскому губернатору о расквартировании в Каневе пехотной роты.Я получил прошение от жителей г. Канева купеческого и мещанского сословий, в котором, выражая опасения за свою безопасность по причине распространившихся . было между каневским населением слухов об уничтожении панов, ляхов и жидов, просят о расквартировании вблизи г. Канева пехотного полка, с помещением в самом Каневе полковой квартиры.Просьбу эту препровождая к вашему превосходительству, покорнейше прошу приказать объявить подписавшимся на ней лицам, чтобы они оставались спокойными и не тревожились пустыми опасениями; что же касается расположения в г. Каневе штаба полка, то ходатайство их не может быть удовлетворено, взамен же вышедших казаков в Каневе расквартирована рота пехотного полка из расположенного в м. Корсуне баталиона.
    Генерал-губернатор князь Васильчиков.
    ДМШ-123, л. 175. /159/
    Иными словами,развернулась целая войсковая операция вокруг могилы Кобзаря.Невольно народ сам задумался:а отчего же такая шумиха вокруг якобы заурядного стихотворца?Ведь в те годы неи было ни радио,ни телевидения,ни интернета.Даже те кобзари ,возможно распевающие шевченковские «думы»-вряд ли объявляли:»..на слова Шевченко».К тому же ещё большинство их были также неграмотны.Остаётся один способ»СМИ»-сарафанное» радио».Которое,как видим,действовало безотказно.Тем более,что власти непрерывно «подбрасывали материалец».И если при жизни Тараса ещё находились люди скептически относящиеся к его поэзии,то уже через каких-то десяток лет после его смерти таких остались единицы.Благодаря трусости властей предержащих эта уверенность только нарастала.Она ещё больше усилилась с оголтелой кампанией клеветы приурачиваемые к юбидейным датам.Народ бесповоротно поверил:Тарас Григорьевич Шевченко-борец за свободу трудящихся.Иначе отчего же власть так его боится?Поэтому почти в каждой хате был портрет Тараса.Куда было деваться большевикам?
  6. хімік

    хімік Гость

    Шлях до Тараса. Куда идём и зачем?

    Как известно, существует договорённость между главами России и Украины о совместном праздновании 200-летнего юбилея поэта Тараса Шевченко в 2014 году. Соответствующие поручения переданы правительствам и далее, по нисходящей – к исполнителям…

    Представляется, что совместные юбилейные мероприятия должны нести обществу не мифологически-отвлечённые и не ядовитые, а нравственно ценные, созидающие смыслы. Поэтому в связи с вековой засорённостью вопроса хотелось бы помочь исполнителям их, эти смыслы, обозначить. Сделать это можно несколькими способами. Здесь мы предложим «метод от противного», коим обозначим то, что в творчестве Шевченко к созидающим смыслам отношения не имеет явно. Таким образом и упростим задачу гипотетическому исполнителю проекта «Шевченко-200».

    К истории почитания

    Для Шевченко, как и для любого народного самородка в Российской империи, была открыта дорога к любым общественным, военным, духовным, научным или художественным высотам, как открыт был путь перед Ломоносовым и Сковородой, Сперанским и Паскевичем... Разумеется, не без проблем, да и в какую эпоху и у кого их не было! Это подзабыто. Но именно о самородках Николай Некрасов и писал (в 1840-м, через пять лет после выхода «Кобзаря»):
    «Не бездарна та природа,
    Не погиб еще тот край,
    Что выводит из народа
    Столько славных то и знай, —
    Столько добрых, благородных,
    Сильных любящей душой…»

    Исследователь творчества пишет: «В молодости Тарас отличался глубоким личным христианским чувством. В его первых стихах находим молитвенные воззвания к Богу, Богородице, святым. Ежедневно читал Евангелие. Написал несколько удачных икон». Непредвзятый исследователь этот период оценивает как «вклад в общерусскую культуру, об уровне которой можно спорить».

    Шевченко сумел внушить симпатию и сочувствие к себе А. Венецианову, К. Брюллову, В. Жуковскому – сообществу крупнейших и влиятельных деятелей русской культуры. История его выкупа в апреле 1838 года достаточно известна. Благотворительная лотерея в Аничковом дворце, где проживала императорская семья после пожара в Зимнем, дала Шевченко свободу. Портрет поэта Жуковского кисти Брюллова был приобретен великой княжной Марией Павловной, дочерью Павла I, за огромную сумму – 2500 рублей.

    Чувство благодарности, однако, не было самым приметным в характере Шевченко.

    Император Николай I, зная малороссийское наречие, хохотал, читая поэму «Сон», в которой Шевченко с ним не церемонился, допуская злобность и несправедливые выпады. Но на высмеивание физического недуга супруги, страдавшей нервным тиком, государь ответил праведным гневом. Впрочем, гнев был не суров: не заточение, не каторга и не вечно стреляющий Кавказ. Но солдатская служба в тихом и безопасном Оренбургском крае. Служба – с правом выслуги. В будущем военная его служба в мирных землях даст повод считать Шевченко страдальцем, он сам этому будет умело способствовать.

    Все внушения обществу о его невероятных тяготах «солдатчины» оказались фантастикой. От темы не уклонимся, если приведём три свидетельства о его тяготах.

    Офицер Оренбургской пограничной комиссии Ф. Лазоревский: «Тарас Григорьевич с благодарностью вспоминал о своих начальниках в Орской крепости, что ни о каких палках и фухтелях не было там и помину, что никогда цензоров для его писем и рисунков не существовало. Он только числился солдатом, не неся никаких обязанностей службы. Его, что называется, носили на руках, он бывал в доме генерал-губернатора, рисовал портрет его жены и других высокопоставленных лиц». Полковник Егор Косырев, ротный командир: «Мало-помалу общество офицеров приблизило к себе штрафованного художника-поэта, и вскоре Шевченко был уже полноправным членом нашего небольшого общества. Страсть к вину, однако, не покидала его. Нет-нет, да и напьется бывало до положения риз». Тарас Шевченко: «Я даже поверхностно не выучил ни одного ружейного приема!»

    Он и ходил часто в штатском. А его рисунок себя в солдатской форме из того же рода, когда штабной писарь фотографируется с автоматом на вскидку, чтобы пофорсить после «дембеля».

    Стоит вспомнить, что во время «солдатчины» он написал с два десятка повестей, сделал сотни рисунков.

    Вернулся он в Петербург в 1857 году с ореолом страдальца. Эпоха переменилась. «Передовое общество» дышало освободительными переживаниями, выковывая ключ к свободе. К свободе, как оказалось, не столько от крепостничества или даже монархии, но от Христа, от Закона Божьего, от Десяти заповедей. Шевченко был бороздкой в этом ключе.

    О том, как революционно-демократическое общество реагировало на Шевченко, можем судить по воспоминаниям Елены Андреевны Штакеншнейдер, дочери известного столичного архитектора, профессора Академии художеств. Попав в ноябре 1860 года, видимо, случайно на литературный вечер, устроенный «передовой общественностью», в концертный зал Пассажа, где читали Бенедиктов, Полонский, Майков, Писемский, Достоевский, Шевченко, она недоумевала: «Вот, век изучай и всё не поймешь то, что называют публикой. Шевченко она так приняла, точно он гений, сошедший в залу Пассажа прямо с небес. Едва он успел войти, как начали хлопать, топать, кричать. Бедный певец совсем растерялся. Думаю, что неистовый шум этот относился не столько лично к Шевченку, сколько был демонстрацией. Чествовали мученика, пострадавшего за правду. Но ведь Достоевский еще больший мученик за ту же правду. (Уж будем всё, за что они страдали, называть правдой, хотя я и не знаю хорошенько, за что они страдали, довольно, что страдали.) Шевченко был только солдатом, Достоевский был в Сибири, на каторге. Между тем Шевченка ошеломили овациями, а Достоевскому хлопали много, но далеко не так. Вот и разбери... Провожая Шевченку, ему хлопали уже гораздо меньше...» Это потому, что, как описал выступление другой современник, «слов публика большею частью не поняла, но зато насладилась мелодичностью его говора».

    Заметим, что участь Ф. М. Достоевского была много более печальна. Он прошёл каторгу и солдатскую службу. Но служил по-настоящему и получил офицерский чин. Главное же – в Петербург Достоевский вернулся с обретённым идеалом в сердце – Христом.

    Какой дух правил сердцем Шевченко, когда он вернулся в Петербург, увидим чуть позже. Как бы то ни было, с годами ореол мученичества становился у Шевченко прочнее, а любовное внимание к его стихам – в духе времени – крепло.

    Умер Шевченко нехорошо, считается от водянки, вызванной, по мнению историка Н. Костомарова, «неумеренным употреблением горячих напитков». Но в Каневском заповеднике когда-то рассказывали, что он упал, спускаясь с лестницы, и повис на галстуке.

    Впервые памятник Шевченко в Киеве собиралась поставить в 1904 году. Препятствий от высших властей не было. Революция помешала. Потом, как водится, денег не хватало, да и нескончаемо скандалили, выбирая место. Харьковская городская дума в 1914 году тоже приняла решение воздвигнуть Шевченко памятник. Война помешала. Первый бюст автору «Кобзаря» появился в Киеве в 1919 году – на месте снесенного памятника святой равноапостольной великой княгине Ольге. Ценностная шкала была перевёрнута. Культ Шевченко стал активно насаждаться на Украине в 1920-х годах, одновременно с бездумной украинизацией при правлении пламенных большевиков – Л. Когановича и В. Чубаря. Памятники обильно ставились в конце 1930-х годов – при Н. Хрущёве.

    Зачем это нужно было большевикам – не секрет: стихи «революционного демократа» Шевченко насыщены ненавистью к православной христианской вере и Помазаннику Божию – Царю. Но и не только: им казалось проще переварить Русь, административно расчленив ее на куски.

    Другое мнение

    Если кто-то думает, что почитание Шевченко было всегда единодушным, то это не так.

    Николай Гоголь, чей ясный голос мы слышим всё отчётливей в ХХI веке, имел своё суждение. «Дегтю много, – негромко, но прямо проговорил Гоголь (отвечая на вопрос о Шевченко. – О.Т.), – и даже прибавлю, дегтю больше, чем самой поэзии... его погубили наши умники, натолкнув его на произведения, чуждые истинному таланту. Они всё ещё дожевывают европейские, давно выкинутые жваки (речь о русофобских путешественниках и историках). Русский и малоросс – это души близнецов, пополняющие одна другую, родные и одинаково сильные. Отдавать предпочтение, одной в ущерб другой, невозможно». Приводить слова Белинского не хотелось бы, но это мнение современника в 1847 году: «Здравый смысл в Шевченке должен видеть осла, дурака и пошлеца, а сверх того, горького пьяницу, любителя горелки по патриотизму хохлацкому». Если подумать, покажется невероятным, но нам совершенно недоступно мнение о Шевченко Достоевского. Пусть и шапочно, они были знакомы; Достоевский присутствовал на его похоронах; Достоевский прожил на 20 лет больше, и – ни слова!.. Известный достоевсковед И.Л. Волгин говорил, что у Достоевского нет о Шевченко ничего. Против воли подумаешь: не было ли «зачистки»?

    Профессор Харьковского университета Андрей Вязигин, погибший мученически в 1919-м, написал и опубликовал в 1914 году «Особое мнение о чествовании Т.Г.Шевченко».

    А. И. Вязигин, потомок чугуевских казаков, выросший на песнях малороссийских лирников, «думах», с раннего детства с наслаждением читал сочинения Квитки, Котляревского, Шевченко… И для него, как и для многих, тяжесть судьбы поэта заслоняла словно б дьяволом внушённые поэту строки. И вот зрелость, Вязигин пишет: «Тяжко мне было перечитывать страстную проповедь ненависти к "поганим москалям", братьям по вере и крови, призывы к дикой кровавой расправе с власть имущими и даже цареубийству, но невыразимым гнётом на мою душу легли кощунственные выходки Т. Г. Шевченко против самых заветных святынь христианства: богохульная поэма "Мария" заглушила во мне всякие колебания и последние сомнения, ибо для моей совести не всуе звучат непререкаемые евангельские глаголы: "Кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь и Я от того перед Отцем Моим Небесным" (Мф. 10, 33). "Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем" (Иоан. 3, 36)… Узнав мучительным путём правду, я не смею её утаивать… Для каждого искренне верующего человека грозным предостережением является апостольское назидание: "Если бы даже мы, или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам – да будет анафема"… Между тем Т. Г. Шевченко в целом ряде своих произведений подрывает главные устои христианства и совершенно расходится с евангельским благовествованием, причём самые кощунственные и богохульные произведения написаны им не до ссылки, а именно после возвращения из неё…»

    В эмиграции, в Нью-Йорке, в 1941 году к 80-летию со дня смерти Тараса Шевченко на средства киевлянки С. В. Дорошенко было опубликовано сочинение протоиерея Иоанна Чернавина «Тарас Шевченко и его религиозно-политические идеалы». Автор статьи, посвящённой этой работе, пишет о том, что Иоанн Чернавин «убедительно показывает эволюцию религиозного настроения поэта от религиозности – к безбожию». В статье приводится сообщение и о том, что архиепископ Одесский Назарий (Кириллов), погибший на Соловках в 1927-м, на ходатайство одной мазепинской группы отслужить по Шевченко панихиду наложил резолюцию: «...о хулителе Пречистой Божией Матери молиться нужно, но по совести, чтоб Бог простил ему гнусные его писания; панихиды же можно служить, но только никак не в церкви, а на дому». И далее: «Такую же оценку нашел Шевченко и в Галиции среди духовенства. Епископ г. Станиславова (ныне Ивано-Франковск) запретил семинаристам в 1911 г. в полувековой юбилей Шевченко присутствовать на вечере «ложного пророка».

    Уже в новом, ХХI веке как-то довелось читать подборку «Богохульства и проклятия в творчестве Т. Г. Шевченко».

    Проклятия сыпет поэт во всех направлениях и на все уровни. Например (с самых низов): «В кутку собакою дрижить / Проклятий жид...» Или: «Поховать хіба?» / «Не треба! / Вони католики». У Шевченко герой, в том числе и лирический, не раз проклинает и себя, и свою судьбу, вроде: «Не питали б люди, що в мене болить, / Не питали б, за що проклинаю долю». Это производит впечатление. Умел поэт выбить слезу похлестче, чем теперь иные умельцы в бразильском сериале.

    Хулы и клеветы на помазанников Божиих и на служителей Церкви – у него в изобилии. Раздражает его и то, что Николай Павлович «Все храми мурує»... Прочие гнусности о Романовых цитировать не хочется. Как и богохульства.

    Дух злобы правил его пером.

    +++

    Обманываться не стоит. Все попытки утвердить мнение, что «Тарас Шевченко – объединяющая личность для украинского и русского народов» – самообман.

    Он – клин, разламывающий единый – в своей основе православный – народ, чей нравственный идеал – Святая Русь.

    Представляется, что несчастья Украины последних времён отчасти и в том, что ей навязали сотворённого кумира, «ложного пророка», которому народ поклонился.

    Недавно в Интернете попался ролик с песней «Шлях до Тараса». Песня записана 20 лет назад: хор запечатлён над берегом Днепра, на речных водах в отдалении – удивительно радостное оживление: движутся «Метеоры», катера, моторки… Как это не похоже на нынешнюю картину; пустынны ныне воды, умерло судоходство… Да если бы только оно.

    Мы видим, народ исчезает физически, за двадцать лет на Украине – минус семь миллионов, как на мировой войне… Вероятно, это действительно война – Четвёртая мировая; более «мягкая», чем предыдущая, которую назвали холодной.

    Подводя итог высказанным соображениям, можно сделать вывод, что совместные усилия по проекту «Шевченко-200» следует решительно направить на открытие сущности этого поэта-искусителя, что только и может послужить делу духовного и физического спасения народа Украины. Никакие трудности на этом пути отпугивать не должны.
    odnarodyna.com.ua/node/12443

Загрузка...
Возможно имеются похожие темы
  1. Репортер
    Ответов:
    1
    Просмотров:
    2.586
  2. Starpom
    Ответов:
    0
    Просмотров:
    4.127
  3. P.S.
    Ответов:
    32
    Просмотров:
    140
  4. Олесь Вахній
    Ответов:
    0
    Просмотров:
    1.802
  5. Анастасія)
    Ответов:
    1
    Просмотров:
    2.171
  6. Starpom
    Ответов:
    294
    Просмотров:
    167.258
  7. d.mich
    Ответов:
    3
    Просмотров:
    3.085
  8. P.S.
    Ответов:
    149
    Просмотров:
    118.763
  9. Shelli
    Ответов:
    3
    Просмотров:
    4.547
  10. мудрый
    Ответов:
    25
    Просмотров:
    19.584